Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Штраф за непредоставление отчетности

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций.

Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям.

Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

Помимо применения штрафов ФНС может заблокировать банковские счета компании

Если речь идет, например, о несвое­вре­мен­ной по­да­че СЗВ-М или другой пер­сональной отчетности в ПФР, подобное на­ру­ше­ние предусматривает штра­ф в раз­ме­ре 500 рублей за каж­дого субъекта, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го необходимо было подать информацию.

Если фирма не предоставила налоговую декларацию по истечению 10 рабочих дней после установленного законодательством срока, происходит блокировка счета. Ограничений, касающихся суммы, подлежащей блокировке, законодательством не прописано.

Механизм уменьшения штрафа за непредоставление отчетности

После того как инспектор налоговой службы обнаружил факт нарушения сроков подачи отчетности, следует официальное уведомление, в котором назначается встреча с сотрудником фискальных органов.

Результатом этого визита станет подписание Акта налоговой проверки, указывающего на выявленные правонарушения.

Однако отчаиваться в подобной ситуации не стоит, поскольку многие случаи непредоставления декларации попадают под «юрисдикцию» смягчающих обстоятельств, которые могут существенно уменьшить размер штрафа.

С момента подписания Акта отведено 14 рабочих дней на подачу ходатайства про снижение суммы штрафа

Под смягчающими обстоятельствами с точки зрения налогового законодательства предусмотрены следующие ситуации, при которых было совершено нарушение сроков подачи:

  • тяжелые личные, в том числе семейные обстоятельства;
  • наличие факта угрозы либо принуждения;
  • плачевное финансовое положение физлица.

НК РФ также прописывает пункт «иные обстоятельства», под которыми чаще всего подразумевают следующие:

  • привлечение к налоговой ответственности впервые;
  • наличие у лица, ответственного за предоставление документов, иждивенцев.

Иждивенцами считаются дети до 18 лет включительно или до 23 лет, в случае, если они находятся на очной форме обучения.

Практика показывает, что чем больше причин, поспособствовавших задержке в подаче декларации будет указано в ходатайстве, тем больше будет вероятность снижения штрафа.

Штраф за несвоевременное предоставление счетов-фактур

Необходимо установить штраф за несвоевременное предоставление счетов-фактур.

Законодательство, включая гражданское, налоговое и касающееся бухучета, не дает возможности выступать с истребованием первичных документов в обычном гражданском обороте. Это возможно только в рамках процесса (спора) когда речь идет об истребовании доказательств.

Но это не мешает сторонам закрепить ответственность за непредоставление первичных документов в самом договоре.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

1. Рекомендация. Как действовать, если контрагенты задерживают документы

«Бухгалтерия – это серьезное подразделение, которое должно работать, как отлаженный часовой механизм. А если контрагенты будут задерживать документы, то механизм будет давать сбои.

Конечно, иногда виной задержки документов бывают и сами сотрудники организации. Подробнее об этом см.Как добиться, чтобы коллеги из других отделов приносили первичку вовремя. А в данной рекомендации вы найдете советы по ситуациям, когда документы поступают с опозданием именно от контрагентов.

Решите вместе с руководителем, кто должен требовать документы у контрагентов

Изначально руководству организации лучше определить, какие отделы и какие сотрудники будут требовать запоздавшие документы.

Чтобы избежать недопонимания, нужно четко распределить роли между различными подразделениями и сотрудниками. Все функции лучше всего прописать в регламентах, положениях об отделах и прочих документах.

А конкретные обязанности закрепите в должностных инструкциях сотрудников.

В идеале получать документы от контрагентов логичнее менеджерам, так как они хорошо знают коллег из организаций-партнеров и понимают, как с ними лучше общаться.

К тому же менеджеры одни из первых должны следить за сроками обмена первичными документами. Но зачастую требовать бумаги от контрагентов приходится бухгалтерии.

Советы в этой рекомендации будут полезны и бухгалтеру, и другим сотрудникам, назначенным ответственными за своевременность поступления первички от поставщиков и покупателей.

Разбейте контрагентов на значимых и не очень

Для начала разделите всех контрагентов на две группы. При этом смотрите на общую сумму по контрактам, которые были заключены с конкретной организацией, за определенный период, например, за год.

Если насчитается серьезная для вашей организации сумма, то этого контрагента отнесите к первой группе. То есть в нее войдут основные поставщики или ключевые клиенты, которые приносят как минимум 20 процентов прибыли (или еще больше – решать вам и руководителю).

Соответственно, все, кто не вошел в первую группу, окажутся во второй. То есть там будут менее значимые по суммам сделок контрагенты. Для них можно устанавливать свои требования к оформлению и срокам передачи первичных документов. А если кто-то не будет играть по вашим правилам, то от него при необходимости вы сможете спокойно отказаться и найти другого, более сговорчивого.

Предварительно составленный список, конечно же, согласуйте с генеральным директором. После того как обе группы будут окончательно утверждены, можно начинать прорабатывать тактику поведения с каждой.

Как добиться документов от не очень значимых поставщиков и клиентов

Начнем с той группы, в которую попали контрагенты организации, которые приносят доход или поставляют товары на сумму, не особо существенную для вашей организации.

Совет первый: пропишите в договоре, как вы будете обмениваться документами

Самый лучший вариант – заранее договориться, как будет происходить обмен документами. Закрепите эти условия в договоре, четко обговорив сроки и санкции за нарушения.

Если договор с контрагентом уже заключен, а вопросы, связанные с обменом документов, в нем не прописаны, то можно составить дополнительное соглашение.

Объясните партнеру, что это пойдет только на пользу вашим деловым отношениям и устранит разногласия. Также не забудьте уточнить, кто будет оплачивать пересылку документов.

Главбух советует: если контрагент находится в другом городе, пропишите, что стороны будут обмениваться документами экспресс-почтой.

Так как ее услуги дороже, чем обычной почты, уточните в соглашении, за чей счет будут отправлены документы.

Читать еще советы

Еще рекомендуем в договоре закрепить условие, что по итогам месяца организации будут присылать друг другу список полученных и отправленных бумаг. Так у вас получится проверить, какие документы затерялись и не дошли до получателя. Сформировать список помогут сопроводительные письма, в которых будут указаны название и количество отправленных документов.

Совет второй: свяжитесь с руководством недобросовестного контрагента

Переговоры с бухгалтерией партнера не всегда дают нужные результаты. В таком случае стоит связаться с дирекцией контрагента.

Конечно, лучше, если с начальством недобросовестного контрагента пообщается непосредственно руководитель вашей организации. Но если решать вопрос полностью поручили вам, то напишите официальное письмо от имени директора.

Как показывает практика, официальные письма действуют на людей сильнее, чем телефонные разговоры. Да и директор будет рад, что от него требуется только подпись, а о содержании письма вы уже позаботились.

Что предпринять, если документ задерживает ключевой контрагент

Контрагентам, которых вы отнесли к значимым, иногда можно пойти на уступку. Если есть необходимость, можно проявить лояльность.

Совет первый: пропишите в договоре, как вы будете обмениваться с контрагентом документами

Как и с несущественными контрагентами, лучше все вопросы обсудить заранее и закрепить в договоре. Заодно и контрагент будет видеть в вашей организации серьезных партнеров, с которыми можно строить бизнес.*

Совет второй: попросите выслать отсканированные копии документов

Замечательный способ выяснить, дошли ли документы до контрагента и начал ли он их обрабатывать. Если сканы документов дойдут, значит, бухгалтерия контрагента уже их обработала и партнеры, скорее всего, согласны с данными в первичке. В таком случае получить оригиналы – лишь дело времени.

Если же партнеры начинают всячески уходить от просьбы или утверждают, что им ничего не дошло, то вышлите им дубликаты. Возможно, документы и правда затерялись. Чтобы это не повторилось, отправьте отдельное письмо их руководителю.

Но помните, что важно заполучить подписанные оригиналы своих документов. Несмотря на то что в налоговом учете доходы лучше признавать в том периоде, в котором вы выписали накладные или акты (передали товары, оказали услуги или выполнили работы). То есть ждать подписанные документы от контрагента не нужно. И НДС начисляйте сразу после того, как вы выставите счет-фактуру.

Но все-таки рекомендуем получить от покупателей документы с подписями. Потому что без первички вашу организацию могут привлечь к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов.

Совет третий: направьте письмо контрагенту с просьбой представить оригиналы документов

Так же как и с несущественными клиентами, лучше попросить директора или менеджера по ключевым клиентам пообщаться с контрагентами. Или же написать письмо о представлении документов.

Только в этой ситуации не нужно давить на партнеров. Объясните ваши и их риски и призовите их к профессиональной солидарности.

Тут понадобятся доброжелательность, терпение и немножко занудности в хорошем смысле этого слова.

Совет четвертый: заполните документы вместо партнера

Если клиент ключевой и платит вашей организации большие деньги, то с ним можно и повозиться. Оформите все за него и передайте бумаги для подписи. Лучше всего отправить сотрудника вашей бухгалтерии с пакетом важных бумаг, но если все заняты или партнер находится далеко, воспользуйтесь курьерской службой или экспресс-почтой».

2. Постановление 2 ААС от 21.02.2013 № А28-7201/2012

«Пунктом 2.1 договора установлено, что продавец обязуется подготовить товар к отгрузке, а покупатель организует вывоз товара со склада продавца самостоятельно и за свой счет.

Одновременно с передачей товара продавец обязался предоставить покупателю надлежащим образом оформленные документы: товарную накладную (форма ТОРГ-12), счет-фактуру*, сертификат качества, карантинный сертификат или письмо.

Согласно пункту 3.1 договора, качество товара должно соответствовать государственным стандартам, быть свободным от карантинных объектов, сопровождаться сертификатом соответствия».

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст.

114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения.

Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет размера штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности

СитуацияЧто говорит НК
Налог по декларации уплачен в установленный срок, а сама декларация подана с нарушением сроковРазмер штрафа составляет в этом случаи за любой вид налога 1000 рублей. Это минимальный размер. Уплачивается за каждый месяц
Налог уплачен частично или не в полном объеме, декларация подана не в срокРазмер штрафных санкций рассчитывается на основании разницы между той суммой, которая была уплачена, и которую необходимо было уплатить. Процент уплачивается за каждый полный или не полный месяц просрочки. Процент составляет 5%.Но штраф не может превышать 30% от общей суммы налога.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Форма 6-НДФЛ

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Источник: https://ecoafisha.ru/shtraf-za-nepredostavlenie-otchetnosti/

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Все организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны представлять в контролирующие органы определенные виды отчетности. Исполнение обязанности по своевременному представлению отчетности обеспечивается различными мерами ответственности.

Прежде всего, речь идет о бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой организациями в налоговые органы.

На основании ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее — Закон N 129-ФЗ) все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики.

В частности, бухгалтерская отчетность представляется организациями — налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего учета (пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ).

Этой же нормой определяется обязанность представления организациями налоговых деклараций (ст.

80 НК РФ) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Помимо налоговых деклараций организациями на основании норм НК РФ и других законодательных актов в налоговые органы представляются документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также сведения об организации, предусмотренные п.2 ст.23 НК РФ.

Ответственность за непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности установлена НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.

119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по истечении менее 180 дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока наказывается штрафом в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ). Указанные меры ответственности применяются к налогоплательщикам только за непредставление в соответствующий срок налоговых деклараций и расчетов по налогам.

Организациям — налогоплательщикам следует обратить внимание на положения п.2 ст.76 НК РФ, согласно которому в случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного для ее представления срока, а также в случае отказа представить налоговую декларацию налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

За несвоевременное представление либо непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, определенной ст.13 Закона N 129-ФЗ, организация может быть привлечена к ответственности на основании п.1 ст.

126 НК РФ, согласно которой непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб.

за каждый непредставленный документ.

В соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.

2001 N 167-ФЗ) организации, являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст.14 Закона N 167-ФЗ).

Меры ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании установлены ст.27 Закона N 167-ФЗ. В частности, на основании п.3 ст.

27 названного Закона неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Несвоевременное сообщение таких сведений, совершенное повторно в течение календарного года, наказывается штрафом в размере 5000 руб.

Данные санкции налагаются органами пенсионного фонда РФ, при этом привлечение страхователей к ответственности за совершение указанных правонарушений осуществляется в соответствии с общими принципами привлечения к ответственности и с соблюдением процедур, установленных НК РФ.

Необходимо также отметить определенную п.п.2 и 6 ст.

24 Закона N 167-ФЗ обязанность организаций — страхователей представлять в налоговые органы расчеты об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей (в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) и декларации по страховым взносам (в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом) в налоговый орган по утверждаемой МНС России и ПФР форме. В то же время, по нашему мнению, действующим законодательством не установлено мер ответственности за непредставление указанных документов.

На основании ст.ст.6, 8, 9, 11, 15 Федерального закона от 01.04.

1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” (далее — Закон N 27-ФЗ) организации — работодатели, являющиеся плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования, обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений установлена ст.17 Закона N 27-ФЗ.

В этом случае к организациям могут быть применены финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, взыскание которых производится в судебном порядке органами ПФР.

Основные обязанности организаций в сфере обязательного социального страхования определены ст.17 Федерального закона от 24.07.

1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, согласно которой организации — страхователи обязаны представлять Фонду социального страхования РФ в установленные им сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения пособий по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сообщать о наступлении страхового случая, а также представлять отчетность по установленной форме.

В настоящее время санкции за нарушение установленного срока представления отчетности в Фонд социального страхования РФ установлены ст.8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год” (далее — Закон N 17-ФЗ).

Несвоевременное представление отчетности в ФСС РФ влечет наложение штрафа в размере 1000 руб., а за повторное совершение указанного правонарушения в течение календарного года — штрафа в размере 5000 руб.

Кто обязан сдавать отчеты

Федеральным законом от 29.11.

2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предусмотрена обязанность предоставлять первичные статистические данные органам государственной статистики для всех российских организаций, иностранных организаций работающих на территории РФ и индивидуальных предпринимателей: — Органы государственной власти и местного самоуправления — Юридические лица, зарегистрированные на территории РФ — Действующие филиалы, обособленные подразделения и представительства российских организаций по месту осуществления деятельности (приказ Росстата от 01.04.14 № 224) — Представительства, филиалы и подразделения иностранных организаций, работающие на территории России. — Индивидуальны предприниматели.

Источник: https://printscanner.ru/otvetstvennost-za-nepredstavlenie-buhgalterskoj/

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут – читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаВсе организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм.

 Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности. 

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями.

 Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера.

Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм.

Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1589

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую: что грозит налогоплательщикам

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу — это распространенный вид взыскания, применяемый к налогоплательщикам.

Именно поэтому не только бухгалтеров, но и руководство компаний и предприятий волнует вопрос: какие штрафы за несдачу отчетности в налоговую службу? Разберемся, какие наказания предусматривает действующее законодательство, если просрочить с заполнением и отправкой отчетной информации в контролирующие органы.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.

Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.

Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию.

Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество.

Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ, Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Не сдан годовой отчет

Бухгалтерский баланс с приложениями обязаны сдавать практически все российские организации. Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую службу менее жесткий. Так, экономический субъект, не предоставивший бухгалтерский баланс в ФНС, должен уплатить в бюджет всего 200 рублей. Однако 200 рублей — это наказание за каждую несданную форму.

Напомним, что годовая бухотчетность состоит из нескольких бланков:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет об изменении капитала.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Отчет о целевом использовании средств.

Причем конкретный перечень финотчетности определяется в зависимости от категории налогоплательщика. Например, субъекты малого предпринимательства могут отчитываться по упрощенным формам (баланс и отчет о финрезультатах). Для них несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию будет стоить 400 руб. (200 × 2).

Тогда как коммерческие организации и банковские учреждения обязаны отчитываться по полной. Для этих субъектов наказание будет равно 1000 руб. (200 × 5 форм).

Причем контролеры вправе наказать и ответственных должностных лиц. Так, штраф за несдачу баланса в налоговую 2019 для работника компании составит 300–500 руб.

Не отчитались по другим формам

Помимо деклараций и финотчетности, налогоплательщики предоставляют в ФНС довольно большой объем отчетной информации. За нарушение сроков сдачи предусмотрены наказания в виде штрафных санкций.

Итак, какие ждут штрафы за несданную отчетность в налоговую:

  1. Справка 2-НДФЛ. Накажут по 200 руб. за каждую опоздавшую справку.
  2. Расчет 6-НДФЛ. Оштрафуют на 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Расчет по страховым взносам. Налогоплательщика ждет аналогичное наказание, как и за несданную декларацию. То есть 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки от суммы взносов, своевременно не уплаченных в бюджет. Минимальное наказание — 1000 руб., максимальное — 30 % от неуплаченной суммы взносов в бюджет.

Иная несдача отчетности в налоговую службу — штраф 200 руб. за каждый непредоставленный документ. Например, при камеральной (выездной) проверке не предоставлены подтверждающие документы. Оштрафуют по 200 рублей за каждый регистр или первичку.

Отчетность в ПФР и ФСС

Компанию накажут не только за несданные сведения в ИФНС. Также штрафные санкции предусмотрены за нарушение сроков сдачи отчетов в Пенсионный фонд, Соцстрах и Росстат.

На сколько оштрафуют:

  1. СЗВ-М — по 500 руб. за каждое застрахованное лицо в просроченном отчете.
  2. СЗВ-СТАЖ — по 500 руб. за каждого работника в опоздавшей отчетности.
  3. 4-ФСС — по 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки, от суммы страховых взносов НС и ПЗ, подлежащей к уплате по опоздавшему отчету. Не более 30 % от суммы взносов НС и ПЗ, но не более 1000 руб.

За непредоставленную статотчетность ждут самые крупные штрафы. Если нарушение допущено впервые:

  • на должностное лицо или ИП — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.

За повторный проступок:

  • предприниматель или должностное лицо — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлица — от 100 000 до 150 000 рублей.

Такие штрафные санкции предусмотрены статьей 13.19 КоАП.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/shtraf-za-nepredostavlenie

Линия права
Добавить комментарий